Saturday 30 April 2011

Свадебные традиции

Свадебные традиции

Свадьба во все времена считалась одним из важных событий в жизни человека. Поэтому с ней связано множество обычаев и примет. Но в наши дни свадьба как строгая и сложная последовательность определенных обрядов не сохранилась.
Знаете ли Вы свадебные обряды и свадебные традиции ? Свадебные обряды, свадебные приметы, свадебные традиции, свадебные церемонии - много ли мы знаем об этом? Говоря о свадебном обряде , мы вспоминаем о белом платье невесты и фате, о подушках невесты. Но мало кто из нас знает, откуда эти свадебные традиции .

А пришли они к нам из древнего Рима. Неслучайно 10 шаферов жениха и 10 подружек невесты одевались подобно новобрачным. Это должно было помешать злому духу найти жениха и невесту и причинить им зло.

Большинство из нас думает, что белое подвенечное платье - это символ девственности невесты. На самом деле белый цвет означает радость и процветание. Белый цвет - это праздник. А о целомудрии говорит не белое платье, а фата. Фата - это также защита от злых духов. Цветок в петлице пиджака жениха (бутоньерка) - это символ любви к избраннице. И должен быть этот цветок таким же, как и цветы в букете невесты.

И, конечно, вспоминая свадебные обряды , мы должны сказать об обручальных кольцах. Почему именно кольцами обмениваются жених и невеста? А потому что у кольца нет ни конца ни начала. Кольцо - это символ стабильности, неизменной и вечной любви. У народов Востока (например, Египет) считается, что через средний палец левой руки к сердцу проходит вена. И поэтому кольца одевали на этот палец.

Свадебные традиции у нас и в странах Европы - одевать обручальные кольца на безымянный палец правой руки. Именно этот палец руки с надетым на него кольцом по преданиям наших предков обладал могущественной и чудодейственной силой.

Еще некоторые малоизвестные свадебные традиции . Если в день свадьбы гости касаются жениха и невесты, то это приносит новобрачным счастье, божье благословление.

Свадебные обряды и свадебные традиции в разных странах различны. Например, в древнем Риме свадебный пирог разламывали над головой новобрачной. А в Англии новобрачные пытались поцеловаться поверх горы пирогов, принесенных с собой гостями. Эти свадебные традиции символизировали изобилие и богатство в жизни новоиспеченных супругов.

И, конечно, вспоминая свадебные обряды , мы скажем о том, что молодой муж должен перенести супругу через порог ее нового дома. Не дай бог она упадет, это к несчастью. Можно еще вспомнить многие интересные забытые нами свадебные обряды. К ним относятся обычай встречать невестку обводить молодую жену вокруг печи, одевать поверх свадебного платья фартук.

Есть свадебные традиции и свадебные обряды , которые мы помним, но не можем объяснить их значение. Во многих странах Европы во время свадебного пира должна была обязательно находиться икра как символ плодородия. Спальню молодых обрызгивают святой водой от нечистой силы. Под окнами молодых устраивались "кошачьи" концерты, чтобы отпугнуть "нечистые силы".

Свадебные традиции и свадебные обряды - это история народа, которая передается из поколения в поколение, их нужно знать и помнить.

Хлеб да соль на свадьбе

Обряд «хлеб да соль» на свадьбе - это традиция встречи родителями жениха молодоженов у себя дома караваем с солью. Он уходит своими корнями в те далекие времена, когда после свадьбы молодая жена всегда переезжала на постоянное место жительства к мужу. А так как тогда дома были большие и вместительные, то места там хватало всем: от мала до стара. Поэтому жили молодожены вместе со всей семьей жениха. Так было принято.

По традиции, после венчания новобрачные первым делом отправлялись к родителям жениха. И те встречали их хлебом-солью. То есть приветствовали у себя дома как новых жильцов.

В наши же дни все молодожены норовят побыстрее переселиться в свою собственную квартиру или дом. С родителями ни кто жить не хочет. И традиция встречать жениха с невестой дома хлебом-солью потеряла свою актуальность.

Поэтому сейчас многие молодые пары не посещают дом жениха и обряд «хлеб-соль» проводится непосредственно в ресторане перед началом свадебного банкета. И превратился он в «обычно встречание родителями у ресторана с караваем».

Мне кажется, что от этого что-то теряется в свадьбе. Хотя с другой стороны так удобнее. Родителям жениха не нужно срываться со свадебной прогулки, и мчаться домой, чтобы успеть приготовиться к встречи молодоженов у себя дома хлебом-солью, а всей свадебной процессии фуршетом. Тогда они смогут сэкономить деньги на фуршете и подарить больше на свадьбу. А в ресторане этот обряд проведет профессиональный тамада. И это придаст всему действу намного больший эффект.

Для проведения обряда «хлеб-соль» родителям жениха необходимо позаботиться о заказе специального каравая. Готов он должен быть за день до свадьбы. Чтобы не волноваться в последний момент.

Также нужно приготовить еще и рушник. Это специальное расшитое орнаментом кухонное полотенце, на которое кладется каравай.

Так как обряд называется «хлеб-соль», то нам не обойтись и без соли. Поэтому нужно приобрести еще и небольшую открытую солонку, наполнить ее солью и поместить на вершину каравая. Там для этой цели имеется специальное углубление.

Когда молодожены подъезжают к дому жениха, то его родители выходят им на встречу. Обычно мать жениха держит в руках рушник, на котором размещен каравай - "хлеб да соль", а отец жениха держит икону. Бывает и наоборот: отец держит каравай, а мать икону.

Родители благословляют молодоженов иконой и встречают их в своем доме хлебом-солью, то есть предлагают им откусить от каравая по куску хлеба и обмакнуть его солью. По поверью, кто откусит больший кусок, тот и будет в доме хозяином. При этом руки использовать нельзя.

Бывает, что главенство в семье проверяется и другим способом. Берутся две тарелки, кладутся на землю, и накрываются покрывалом. Далее жених и невеста бьют ногой каждый по своей тарелке. У кого тарелка разобьется на большее количество осколков, тот и будет руководить в семье.

По одной из примет каравай, после того, как от него откусили молодожены, мать жениха не должна ни кому давать трогать. Его следует завернуть, и спрятать. А после свадьбы отнести в церковь и оставить там на столе для пожертвований. Тогда в молодой семье будет лад.

Но если вы в приметы не верите, то с караваем можно провести еще одно испытание: жених и невеста разламывают каравай пополам и бегут каждый со своей половинкой угощать гостей. Тот из молодоженов, кто справится с заданием быстрее, будет кормильцем в семье.

Далее родители жениха приглашают молодоженов вместе с гостями в дом. При этом часто жених заносит невесту в дом на руках. Это в старые времена делалось от сглаза. Ну а сейчас традиция такая осталась.

В этот момент иногда проводится повторное, после ЗАГС, обсыпание молодоженов монетами и конфетами. Смысл этого действа здесь такой: чтобы дом, в который входят молодожены, был богат, а жилось им там сладостно.

В доме родителей жениха, как правило, проводится небольшой фуршет, так сказать генеральная репетиция перед свадебным банкетом, на котором гости, в который уже раз, поздравляют молодоженов и произносят всякого рода напутственные речи.

Естественно, фуршет как и на выкупе должен быть небольшим. Закуски составляются только из бутербродов и подобных им вещей. Вряд ли кто то в этот момент станет есть салаты. Тем более, что впереди свадебный банкет.

Фата. А почему невеста в белом?

Сегодня у русских цвет платья невесты - белый. Но в древности такого не было. В старину на Руси наряд невесты был красный - цвет радости, цвет начала семейной жизни.

Из исторических источников нам известно, что еще в IV веке сложился статус фаты для христианской невесты как символ непорочности и чистоты. В это же время черная фата наделяется траурной символикой. Празда, у азиатских народов наоборот: белый цвет для женщины считался цветом траура, и никогда азиатские невесты не появлялись на свадьбе в платье белого цвета.

У славян дохристианский обычай накидывания покрывала (покрова) на невесту был связан, несомненно, с представлением о необходимости "оберега" невесты от злых сил, порчи, сглаза. Этим, по-видимому, и объясняется, что невесту (ее голову, лицо) закрывали платком (фата) и везли под венец и обратно в нем.

В день свадьбы в северных губерниях России невеста надевала свадебную корону (конуру или коруну). Расшитая, украшенная жемчугом, парчой, каменьями, корона эта была доступна не каждой крестьянской семье, Иногда на целую волость такая корона была одна, тогда ее брали напрокат, расплачиваясь зерном, скотом или другим имуществом. А без короны считалось: свадьба - не свадьба!

Как считают некоторые историки, современная свадебная одежда ведет свое начало со времен Наполеона, который возродил белую свадебную одежду древних римлянок. И в настоящее время в Италии цвет свадебного платья - белый, даже если речь идет о серебряных юбилеях.

По сей день у большинства народов Европы свадебный наряд - это белое платье, фата из вуали и венок из цветов померанца (флердоранжа). При этом, как и прежде, белое легкое прозрачное покрывало и платье символизируют чистоту и скромность невесты.

Рушник издавна служил незаменимой принадлежностью традиционных народных обычаев и обрядов. Особая роль принадлежала свадебному рушнику. Не менее сорока рушников необходимо было припасти к свадьбе. Самое большое и нарядное, «рукобитное» — жениху в знак согласия невесты и её родителей на брак. Рушниками одаривала невеста женихову родню, ими украшали свадебный поезд: привязывали вместо вожжей, обвивали дуги, укладывали их вдоль спин лошадей. И все, кто участвовал в поездке, также были ими «намечены»: жених и невеста держали полотенце в руках, дружка повязывал крест-накрест на груди. Вот откуда пошел обычай одевать ленты свидетелям.

Перед венчанием родители благословляли молодых иконами украшенными «благословенными» рушниками. Вышивались красными нитями, богато украшались. Были обязательной принадлежностью приданого.

На венчании молодые становятся у аналоя на «венчальный» белый рушник — как на облаке, поставляются жених и невеста, вырванные на время из мира и как бы восхищенные в Царствие Небесное, ибо там совершается благословение их брака.

Во время венчания священник перевязывает руки венчающихся «союзным» рушником. Эта традиция несет символ духовных уз, знак союза любви и взаимной привязанности супругов, тесного духовного единения их.На рушнике вышивается растительный орнамент, имена жениха и невесты, совет да любовь.

По старинной русской традиции после венчания родители встречают молодоженов караваем на свадебном «хлебосольном» рушнике. На рушнике изображаются пары птичек (жаворонки, голуби) они символизируют жениха и невесту. Рисунок олицетворяют собой семейное счастье, верность в любви. Вышиваются и цветочные орнаменты, как пожелание молодым «процветания», здоровья, богатства, рождения детей.

Что делать рушниками после свадьбы? В годовщину и юбилей свадьбы можно украсить Ваш интерьер дома, которые дополнительно скрасят ваш праздник. Хочется заметить, что обращение к традиционному русскому свадебному ритуалу помогает провести нерядовое торжество интересно. Такая свадьба запоминается, резко выделяется из ряда шаблонных семейных застолий.

Каравай — традиционный атрибут свадебного торжества. На Руси, где исконно труд на земле лежал в основе жизни, хлеб был щедрым даром матушки-земли, символом плодородия, богатства и поэтому был в центре всех праздничных обрядов. Важная роль каравая на свадьбе подтверждается тем, что в некоторых русских говорах словом «каравай» называют саму свадьбу. Когда хотели сказать, что кого-то еще рано женить, использовали поговорку: «Его каравай еще не упекся».

Какая бы ни была свадьба, богатая ли, бедная ли, главный ее участник — большой круглый каравай. Круглая форма не случайна: ведь она — подобие Солнца. В старинной легенде каравай предстает символом языческого бога — Солнца, который сходит на землю, чтобы «взять под свою ласку» красну девицу и добра молодца, вступающих в эту долгую, трудную и прекрасную жизнь. Каравай олицетворяет собой зажиточную, богатую жизнь. Считается, что тот из молодых, кто откусит самый большой кусок и будет хозяином в доме. Каравай украшали цветами, колосьями ржи, пшеницы и веточками калины. Калиновыми ветками с ягодами традиционно украшают комнату, в которой готовят каравай. Ведь свадьбы играли осенью, когда наливалась жаркая ягода-калина. Калина в свадебном обряде — не просто украшение. Она — древнейший символ любви, зримое свидетельство чувства, прочно соединившего молодых.

Накануне свадебного пира выпекали каравайчики, небольшие булочки, которые свахи развозили приглашенным на свадьбу.

Свадьба начиналась с приготовления каравая. Каравайницы, которых 3, 5 или 7, растворяли, расчиняли, месили и пекли свадебный каравай, с обрядами, с каравайными песнями. Возглавляла выпечку старшая каравайница. Ею могла быть только такая женщина, которая живет с мужем в любви и согласии и имеет добрых детей: считалось, что семейный лад каравайницы через каравай передается молодым.

«Мой каравай в печь перепелкой, из печи коростелкой!» (т. е. больше); приговаривают на свадебном пиру, когда вынимают каравай. Свадебный чин того, кто носит каравай — каравайник. Чем больше каравай, тем счастливее и зажиточнее будет жизнь молодой семьи. Поэтому каравайницы — опытные хозяйки, старались выпечь не только вкусный и красивый каравай, но и на удивление всем большой. В некоторых местах принято было выпекать каравай величиной во весь стол. Каравайницы пели: «Ты пекись-дерись каравай, толще печки кирпичной, выше столбика дубового». Каравай, действительно, часто упекался толще печки кирпичной. Приходилось выламывать из устья печи ряд-другой кирпичей.

Если на обычной сельской свадьбе выпекали такого здоровяка, то можно представить размеры караваев, которые пекли на княжеских и царских свадьбах. Здесь каравай доставляли к свадебному столу четыре каравайника на специальных носилках, обитых алым бархатом. В 16—17 веках на царских свадьбах существовал обряд дарения каравая. Так на свадьбе царя Михаила Федоровича старший дружка невесты поднес жениху от имени невесты каравай и разукрашенное жемчугом полотенце.

Существовал на Руси обычай одаривать молодых, который назывался «на каравай покласть». Вот как описан этот обычай на свадьбе в Рязанской губернии: дружка угощает отца жениха караваем и обращается к нему с просьбой: «Родимый батюшко! Просят вас дети караваем. Каравай прими, золотую гривну положи. Наше дело ново, всего надо много: на веретенцы, на тонкие полотенцы, надоть козла купить, воду возить, старика нанять — дрова колоть, старуху нанять — баню топить — молодому князю с княгиней париться ходить, — положьте рублика четыре, а будет ваша честь — положьте рубликов шесть». Отец жениха берет кусок каравая и дарит овцу: «Вот тебе, невестка, на каравай. Овечка твоя, ягнятки мои, шерстка твоя». Затем дружка обходит всех участников свадьбы и каждый кладет на каравай что-нибудь.

Итак, справедливы обе точки зрения, потому что на огромной территории России в разных областях и волостях традиции существенно различались. Некоторые свадебные ритуалы, связанные с караваем, живы и по сей день, и существует возможность самим решать каким будет каравай на свадьбе.

No comments:

Post a Comment